Какой выбор профессии можно считать правильным?
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («ХОЧУ»)Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств («МОГУ»)В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («НАДО») При выборе профессии нужно:
1. Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда2. Определиться в своих интересах.3. Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья).4. Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию.5. Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора.6. Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.Советы подросткам, выбирающим профессию
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:• Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях. Пользуйся информацией профессионалов.• Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.• Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Получи больше информации из источников. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.• Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!
Рекомендации родителям старшеклассников
по совместному выбору будущей профессии
Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям, чтобы они получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию. У родителей есть определённые представления о характере и склонностях своих детей, а также стремление поделиться с детьми своим жизненным опытом и представлениями о том, какой жизненный путь будет для них предпочтительнее. С одной стороны, большинство подростков в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, и значительная часть их испытывает страх перед необходимостью принятия решения. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. В психологии существует термин «профессиональное самоопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. Если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, учёба его тяготит, он воспринимает её как скучную, тягостную обязанность. А ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к обучению предметов, необходимых для поступления в ВУЗ. Задача родителей - не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать? Несколько шагов к решению родителями этой проблемы под девизом «НЕ ВМЕСТО, А ВМЕСТЕ!»1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним. При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.7. Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе.8. Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.